В Орле археологи добрались до Петра I: первые находки в глубинах Красного моста
На главном городском мостовом сооружении сегодня трудятся не только строители – свою кропотливую исследовательскую работу ведут учёные из экспедиции Института археологии РАН. Редакция узнала о первых сенсационных находках.
Человек так устроен, что без сенсаций ему скучно. Но что считать грандиозными событиями – каждый сам для себя решает. Археологической науке, например, представляется огромным открытием, что в ЦФО нашлось место с удивительной сохранностью культурного слоя, уводящего нас во времена императора Петра I. Заглянуть за такой дальний горизонт исторических событий позволило раскрытие Красного моста, сделанное в ходе его нынешней реконструкции.
… Холодная и ветреная погода не стала помехой для четырёх участников экспедиции – когда мы проникли вглубь моста, два археолога там бодро копали на площади 16 квадратных метров, а третий участник экспедиции ходил с металлоискателем (позже он предъявит нам обнаруженные в толщах земли монеты). Нашим провожатым в дольний мир Красного моста стал научный сотрудник Института археологии Российской академии наук Олег Радюш. Учёного в Орле знают – он возглавляет все основные археологические работы в нашем городе.
«Мы здесь не ради того, что сверху, а ради того, что внизу. Официальный памятник для нас – культурный слой города Орла на левом берегу реки Оки (в правобережной части, отмечу, слой менее насыщенный). Культурный слой – это то, что остаётся от человеческой жизни за многие поколения. Здесь от XIX века ничего не сохранилось – мы ничего не нашли. Зато сохранилось от Екатерины до Петра… Сейчас (показывает нам на раскоп. – Прим. автора) ребята стоят на уровне Петра I. Это глубина 1,5 метра. Здесь видим, скорее всего, опоры старого деревянного моста, его береговой части (на фото нами выделено зелёным контуром. – Прим. автора). Это конец XVIII века. Всё будет зафиксировано, с дерева сделают спилы – и специалисты по дендрохронологии установят его возраст. Уже точно ясно, что и вторая половина XVI века есть, то есть времена Ивана Грозного. Пока мы имеем теоретические предположения о планировке Орла – их немного, а археология позволяет узнать, как было на самом деле. Ещё здесь, у начала моста со стороны нынешней Гостиной улицы, стояла большая проездная башня Окольного города – хотелось бы обнаружить то, что от неё осталось. В месте, где мы с вами сейчас стоим, торговля была всегда, изначально. Много остатков керамики, стекла, в том числе цветного, много костей животных. Видно, стояли мясные лавки. Найдена и стёртая вывеска одной из лавок. Где-то рядом стоял трактир, потому что много осколков от четвертей бутылок: это была разливная тара, одобренная государством. Арки, ныне засыпанные, вероятно, использовались под склады», – такие первые полученные сведения с места раскопок нам раскрывает Олег Радюш.
«Вот тебе центральный рынок, тут Ряды, вот питейное заведение – «Славутич»…» – отзываемся мы на рассказ.
«Да, и правда, всё на своих местах», – подмечает Олег Радюш. Он говорит, что впервые в Черноземье сталкивается с такой сохранностью культурного слоя. На Стрелке, где копали к 450-летию основания Орла, были отдельные находки, но именно слой XVIII века был разрушен более поздними постройками.
Разрушенная немецко-фашистскими захватчиками часть моста со стороны «Славутича» могла быть восстановлена, в том числе, надгробиями с ближайшего кладбища у Богоявленского собора. Об этом свидетельствуют открытые при работе экскаватора могильные плиты с надписью на церковнославянском. Археологи сообщили в Орловскую митрополию – там предстоит решить судьбу надгробий. Во всём мире есть опыт экспонирования подобных остатков памятников.
Собирался порушенный взрывом мост из того, что было под рукой, восстанавливать его надо было срочно. Виднеется и битый кирпич от близлежащих домов. Использовался в стройке моста и типичный для наших мест белый камень.
Внутри, под нынешним тротуаром, со стороны снесённого дома постройки Тибо-Бриньоля, со стороны рынка, археологами обнаружена чугунная лестница – скорее всего, от Мариинского моста, заложенная во время очередной реконструкции. Фото сделано Олегом Радюшем.
«Сейчас ведутся наблюдения, которые на участках выявленного слоя, попадающего под разрушение, перейдут в раскопки. Маленький шурф сейчас – потому что мы определяем мощность культурного слоя и его сохранность», – констатирует Олег Радюш.
На правом берегу провели просто наблюдение, слой там менее насыщен, есть остатки пятен четырёх построек, там нашли топор, несколько монет. С левого же берега только за два дня работ на раскопках вышли из земли порядка сотни монет, медных в основном – времён Анны Иоанновны, Петра, Елизаветы, Екатерины… Видимо, часть Екатерининского времени всё же снесли в XIX веке.
«Всё тут перекрыто слоями, здесь постоянная влажность, микрофлора – поэтому и сохранность хорошая. На крепости было много уже нежилых слоёв, а здесь жизнь кипела – всегда интересно увидеть, какою она была. Здесь есть древний Орёл», – говорит археолог.
Руководство области после совместного совещания с руководством ИА РАН планирует проведение раскопок и на стрелке, на слиянии Оки и Орлика. Также антропологи из РАН продолжают в настоящее время работу с найденными при раскопах в 2015-м останками 25 людей.
«Это служилые люди – не крестьяне, а воины-защитники, и они интересны науке сами по себе. Такие находки очень редки, чем особенно ценны. Мы уже сделали четыре графических реконструкции. Знаем из письменных источников, что были приезжие, не отсюда, в составе отрядов находились на этой территории и люди с Запада, католики… Можно посмотреть, как выглядели их лица, есть сейчас объёмное моделирование, реконструкция», – поделился планами Олег Радюш.
Первый научный отчёт о раскопках в глубинах Красного моста учёные готовятся представить к 15 мая. Находки поступят в Орловский краеведческий музей. Их смогут увидеть все желающие – осенью, по окончании сезонных работ, там готовы организовать выставку.
Археологи надеются, что строительные работы помогут и изучению древнего Орла, который, в отличие от большинства соседних исторических городов, не изучался такими площадями. Редакция помнит, что в целом на работу экспедиции РАН заложен весенне-осенний сезон. Хотя сам проект, как уже знает читатель, оказался ужат с 4,5 лет до 22 месяцев.
… Унося на подошвах частицы культурного слоя Орла XVIII века, я думала о том, как было бы хорошо объединить на реконструкции Красного моста достижения научной мысли археологов, историков, архитекторов, инженеров, краеведов, филологов… Это был бы огромный вклад в изучение прошлого города Орла, в прогнозирование его будущего. И воплощение мечты орловского архитектора С.И. Фёдорова, который в своих книгах рассказывал о чертежах и планах первых металлических мостов нашего города, в том числе Мариинского, надеялся, что ценные плоды умов лучших проектировщиков и инженеров, взятые последующими поколениями на вооружение, принесут пользу в будущем. А мосты, как произведения инженерного искусства и символы достижений науки и техники, памятники истории и культуры, будут предметом гордости местных жителей и обретут мемориальные доски с указанием фамилий авторов проектов, строителей, времён постройки…